Previous Entry Share Next Entry
Серый Волк
edwpotapoff

Что нужно сделать, чтобы изменить ход истории?


(Практический коммунизм как метод борьбы с коррупцией)

maxresdefault

На днях мне попался сюжет из Воронежской области о том, что самый ходовой товар в местных деревнях – это просроченный хлеб. Жители деревень, в сюжете это люди пожилого возраста, берут просроченный хлеб не только для скотины, но и сами едят его. У меня на странице Вконтакте разгорелся спор о том, могут или нет жители этих деревень что-то сделать, чтобы иметь возможность покупать свежий хлеб. Мои друзья Ильяс и Татьяна отстаивали точку зрения, что человек - хозяин своей судьбы, и что у этих жителей есть возможность заработать себе на свежий хлеб, я и другие оппоненты – что не все так просто. Спор закончился тем, что Ильяс заявил, что не понимает меня, а Татьяна сошлась со своими оппонентами на частом явлении в таких случаях, которое можно обозначить фразой «дурак – сам дурак». По этому поводу у меня возникла потребность системно изложить свои аргументы, посмотреть на ситуацию более широко, высветить явление, к которому Ильяс и Татьяна проявили явное презрение (в этом, на мой взгляд, состояла суть их посылов) – люмпенизацию и сделать выводы. Для этого мы попытаемся ответить на вопрос, что могли сделать римляне, чтобы спасти Римскую цивилизацию?




*Исторический путь Древнего Рима можно разделить на три периода:

  • Царский, длился до 509 г. до н.э., когда из Рима был изгнан последний царь Тарквиний Гордый;

  • Республиканский, длился до момента восшествия на престол первого римского императора Октавиана Августа в 27 г. до н.э.;

  • Императорский, длился до 476 г. н.э., когда с престола был изгнан последний римский император Ромул Август.



Изначально в Древнем Риме существовало патриархальное рабство – сравнительно мягкая форма рабства, в среде преимущественно натурального хозяйства. Рабы прислуживают в домах знати, являясь частью их семьи. Основным производителем является крестьянин со своим земельным наделом, зависящий лишь от государственной власти, но лично свободный.

Принадлежащие богатым римлянам-рабовладельцам хозяйства обеспечивали их всем необходимым для удовлетворения сначала жизненных потребностей, а затем и более изысканных. Однако пресловутый «закон повышения потребностей» привел к тому, что со временем богатым римлянам-сибаритам этого уже оказалось недостаточно: многие предметы роскоши можно было только купить. Это различные пряности, благовония, золото и изделия из него, шелковые ткани, изделия из кости, драгоценные камни и украшения, некоторые сорта вин, редкие птицы и животные, экзотические растения, фарфоровая посуда, оружие и т.д. Для всех этих удовольствий и «изысков» нужны были деньги, и натурально-патриархальные хозяйства стали преобразовываться в товарные хозяйства. Рабы стали производить для своих хозяев не предметы потребления и личные услуги, а деньги. Таким образом, на смену патриархальному рабству пришло рабство, которое историки называют «классическим».

Во второй половине республиканского периода на смену патриархальному рабству приходит классическое рабство, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов. Рост промышленности и торговли способствовал возникновению спроса на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. Рабский труд используется для производства товарной продукции. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов. Своего пика классическое рабство в Древнем Риме достигло в 2–1 вв. до н.э., когда оно отодвинуло свободный крестьянский и ремесленный труд на второй план.

Происходила также умственная, нравственная и даже физическая деградация римской элиты – в силу ее праздного существования. Те прибыли и капиталы, которые получали римские чиновники, земельные аристократы, сборщики налогов - всадники, шли на потребление и удовольствия, в крайнем случае – на производство предметов удовольствия и роскоши. Если оставались еще какие-то прибыли, они шли на скупку земли, что означало экспроприацию крестьянства, замещение свободного труда в сельском хозяйстве рабским, создание армии люмпен-пролетариев из вчерашних крестьян.

Производство, базирующееся на использовании наемной рабочей силы, как отмечают историки, в основном ограничивалось горной промышленностью и производством некоторых предметов роскоши, где требовался квалифицированный труд. Со временем сфера использования наемного труда все более сужалась. Например, те же предметы роскоши стали полностью импортироваться. Не правда ли, очень похоже на современную Россию?

Свободные граждане Римской империи просто не желали работать, рассчитывая на «социальную помощь» со стороны государства. Зачем трудиться, если только в столице империи ежедневно под бесплатную раздачу «хлеба и зрелищ» подпадало в среднем около трети населения города? Таким образом, в Древнем Риме вместо пролетариата возникло такое уродливое явление, как люмпен-пролетариат.

Каутский, например, отмечает: «При римской демократии люмпен-пролетарии готовы были оказывать всевозможные услуги богатым господам. Если они обладали правом голоса, то в числе этих услуг, которые клиенты могли оказать, не могло быть более важной услуги, чем голосование по желанию господина, патрона. Каждый богатый римлянин, каждая богатая семья располагала, таким образом, многочисленными голосами в собрании, которым они управляли в интересах своего клана. Несколько таких кланов богатых семей захватывали этим путем управление государством в свои руки, добивались избрания своих ставленников на высшие должности, а за тем и в Сенат. При Цезаре в Риме было не менее 300.000 римских граждан, которые получали даром хлеб от государства, почти так же велико должно было быть число продажных голосов. Можно себе представить, какие суммы поглощались выборами. В 56 г. до Р.Х. скупка голосов вызвала такой спрос на деньги, что ссудный процент быстро поднялся в гору и разразился денежный кризис».

Теодор Моммзен в своей «Истории Рима» неоднократно повторяет: «Расточительность и чувственные наслаждения – таков был общий лозунг». Описывая жизнь Рима II в. до н.э., он отмечает: «В Риме развивалась не та изящная роскошь, которая является цветом цивилизации, а та роскошь, которая была продуктом клонившейся к упадку эллинской цивилизации в Малой Азии и Александрии. Эта роскошь низводила все прекрасное и высокое на уровень простой декорации; наслаждения подыскивались с таким мелочным педантизмом, с такой надуманной вычурностью, что это вызывало отвращение у всякого человека, не испорченного душой и телом».

Роскошь и искание чувственных удовольствий проявлялись во всем: званых обедах и пирах, одежде и нательных украшениях, скульптурах и интерьере, архитектуре и устройстве садов, организации зрелищ, игр гладиаторов, цирков, театрализованных представлений, похоронах, щедрых жертвоприношениях в языческих храмах и т.п. Неимоверно распространились азартные игры, проституция и прочие пороки, которые требовали немалых денег. В античной философии эти болезненные страсти общества отразились в учении о гедонизме. Вот что говорится в энциклопедии об этом учении: «Гедонизм – философское и этическое учение, обосновывающее наслаждение высшей целью человеческого существования. Оно зародилось в античном обществе, основанном на рабском труде, и затем возрождается в эпоху позднего феодализма и раннего капитализма».

В эпоху императоров, когда некоторые из них пытались навести элементарный порядок в хозяйственной жизни и ограничить безудержное расточительство элиты, указанная норма «порядочности» была пустым лозунгом. Реальной нормой жизни было наличие больших долгов у аристократии. Причем аристократия считала это положение именно «нормой» и не особенно по этому поводу переживала. Сами императоры нередко жили в долг. Светоний, например, писал о Юлии Цезаре: «Цезарь с увлечением собирал произведения искусства, а за красивых и ученых рабов платил такие неслыханные цены, что даже сам запрещал вносить их в хозяйственную отчетность. Близ озера Неми он построил за огромные деньги виллу, но она ему не понравилась, и он приказал срыть ее до основания. Плутарх сообщает, что Цезарь еще до того, как получил первую должность, очевидно квестуру, имел долгов на 1300 талантов (или 8 миллионов денариев). Однако это ничуть не повлияло на широкий образ его жизни и на щедрость его трат в ближайшем будущем»

Бóльшая часть рабов занималась тяжелым физическим трудом. Небольшая часть непосредственно обслуживала элиту – «домашние рабы». Совсем небольшая часть была даже задействована в государственном управлении: погруженная в процесс потребления и получения удовольствий элита со временем утратила и желание, и способность заниматься государственными делами, перепоручив их рабам. О сферах применения рабов мы можем прочитать у Моммзена: «Труд рабов применялся во всех отраслях деятельности: рабы исполняли ремесленные работы, рабы вели обширные предприятия своих господ, управляли банковыми операциями, учили детей». Напомню происхождение слова «педагог»: Педагог (греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого поручались мальчики с семилетнего возраста. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте.

«Домашние рабы», так же как и их хозяева, были одержимы страстью обогащения и получения удовольствий и ради этого были готовы идти на многое. Карл Каутский пишет по этому поводу: «Если варваров отдавали на плантации и рудники, то более образованных, в особенности греческих, рабов причисляли к “городской семье”, т.е. к городскому дому. Среди рабов были не только повара, писцы, музыканты, педагоги, актеры, но и врачи и философы. В противоположность рабам, служившим для добывания денег, такие рабы в большинстве случаев несли не особенно обременительную службу». И далее Каутский продолжает: «Громадное большинство их были такими же грабителями, как их господа».

Основу римских легионов составляли свободные крестьяне, имевшие земельную собственность. Последствие обезземеливания было ослабление военной мощи Древнего Рима. По цензу 154 г. до н.э. число взрослых мужчин, пригодных для службы в легионах, т.е. имевших земельную собственность и римское гражданство, составляло 324 тыс. Согласно цензу 138 г. до н.э., таких мужчин было уже 318 тыс. человек. При наборе в армию действовал цензовый принцип, и, если мужчина лишался земельной собственности, он выбывал из военного контингента. Ослабление военного потенциала Рима создавало проблемы с поступлением «свежих» рабов, которые добывались в военных кампаниях. Вооруженные силы и экономика Рима медленно, но верно заходили в тупик.

Римская цивилизация погибла, а язык, на котором в ней говорили, латинский, стал мертвым. Это значит, что все римское общество, и верхи и низы, прошли через люмпенизацию.

Что могли сделать римляне, чтобы спасти свою цивилизацию?

Наиболее радикальную попытку спасти ее предпринял римский император Сулла. Была сделана попытка выстроить такую вертикаль власти в метрополии и во всей империи, которая бы была максимально свободна от коррупции и злоупотреблений, которая бы всецело опиралась на закон и только закон. В связи с этим Сулла нанес удар по многим представителям элиты, относящимся как к сословию всадников, так и к сословию сенаторов, давно превративших государство в свою кормушку. Было убито до 1600 всадников, представлявших класс финансовой олигархии, и до 50 сенаторов. Их земли и имущество конфисковывались. 120 тыс. человек из армии Суллы безвозмездно получили земельные участки. Таким способом Сулла содействовал увеличению в Италии числа мелких собственников и пытался остановить процесс люмпенизации общества. Часть земель была направлена в казну, приобрела статус государственного имущества, что наряду с отменой даровой раздачи хлеба существенно улучшило состояние государственных финансов. Но Сулла не смог избавится от самого главного, что вело Римскую цивилизацию к ее логическому концу – от гедонистической этики.

Могли ли римляне отказаться от нее? Это представляется невероятным. Отказаться от удовольствий и дополнительного комфорта? Разве не для этого покорялись соседние народы? И разве не в этом состоит сама суть Римской цивилизации и цивилизации вообще?

Для того чтобы увидеть цель цивилизации достаточно поднять голову и взглянуть на звездное небо, в бескрайних просторах которого умирает очередная, отжившая свой век звезда. Когда-нибудь начнет умирать и наше Солнце и вместе с ним земная цивилизация, если к этому времени человечество не найдет способ путешествовать между звездами и галактиками. Цель человеческой цивилизации – Спасение. Для него нам нужна такая организация общества, которая производит поиск пути Спасения наиболее эффективным образом. Никто не знает, сколько времени потребуется для поиска и есть ли этот путь вообще, но не думаю, что потомки простят нам растрату времени и ресурсов, если им для Спасения не хватит совсем немного. И не думаю, что в момент встречи с адом их будет волновать вопрос получаемых удовольствий.

Но вернемся к Римской цивилизации. Очень часто причиной гибели Римской цивилизации называют рабство. Но, как мы можем видеть, развитие рабства было следствием, а не причиной. Точно так же рабство начинает развиваться в европейской цивилизации начиная с XVI века, когда в эпоху великих географических открытий Европу охватила жажда наживы. То же самое касается ростовщической деятельности, прямой запрет на которую вначале включала христианская этика (и не включала на рабовладение), которую можно считать ответом на процесс деградации Рима. Ростовщическая деятельность – это следствие развития общества потребления.

Хорошо, римляне не могли остановить распад своей цивилизации, но что мы можем сделать для предотвращения дальнейшей люмпенизации нашего развитого общества потребления, имея 2000-летний опыт развития цивилизации и различных социальных экспериментов? Сначала отметим то, что точно не поможет. Не поможет сама по себе демократия, на которую возлагают надежды как на спасительное средство очень многие и активно пропагандируют ее в этом качестве. Древний Рим имел развитую демократию, и это его никак не спасло.

Мы видим на примере Римской цивилизации, что разложение общества начинается с разложения власти. Очень смешно в этой связи выглядит призыв не менять обворовавшихся людей во власти, т.к. они наворовались, а новые люди во власти снова начнут воровать. Наоборот, в силу закона возрастания потребностей в обществе потребления, обворовавшийся чиновник будет воровать в еще больших масштабах, а его смена хотя бы уменьшит размер воровства, но, к сожалению, не избавит нас от него насовсем.

Итак, мы видим на примере Римской цивилизации, что разложение общества начинается с разложения власти. Те же признаки необратимого распада мы можем наблюдать и в нашей власти. В стране кризис, людям понижают зарплаты, где-то массово переводят на срочные контракты, оканчивающиеся концом года, цены повышаются, падают объемы производства, растет безработица, а наша власть, видя всё это, зарплаты себе повышает. Она уже не может остановиться. Поэтому мы должны поступить как настоящие доктора, прописывающие больному ожирением строгую диету и занятие спортом, и, возможно, как шаманы, изгоняющие из больного дьявола стуком своих барабанов. Для ее Спасения нам нужен совсем недемократический прием, не применявшийся доселе, который сделает власть здоровой. Можно организовать власть, в которой воровство невозможно в принципе. Для этой цели чиновникам не должна платиться зарплата, им должно быть запрещено иметь какие-либо денежные счета, прикасаться к деньгам, а всем необходимым по определенным нормам их и их семьи должно бесплатно снабжать государство, либо выдавать им специальные, контролируемые права (например, через талоны). Конечно, есть желание перевести чиновников на те минимальные нормы потребления, которые они умудрились прописать для народа, но наша цель не заключается в проявлении жестокости.

Организация коммунизма для чиновников не избавит общество от гедонизма. Но лишив власть коррупции, общество начнет выздоравливать.


*История Римской цивилизации скомпилирована по книге Катасонова В.Ю. «Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации».

Оригинал


?

Log in